pro-tuning.ru

статьи: pro-racing> дрэг-рейсинг

14.10.06 Дрэгстеры: железное сердце титанов. Хокенхайм — 2006.
Дрэгстеры: железное сердце титанов. Хокенхайм — 2006.
фото: Галина Хекер-Петрова
Поистине бензин был в крови у участников 21-го чемпионата Европы по дрэг-рэйсингу NitrolympX — 2006, который проходил 26 и 27 августа на знаменитом автодроме «Хокенхаймринг» в городе Хокенхайм (Германия). 30 тысяч болельщиков и фанов наблюдали это, громкое, дикое и невероятно зрелищное состязание моторов-гигантов.


Барабанные перепонки готовы были лопнуть, в груди все вибрирует, глаза слезятся от дыма, — таковы первые ощущения от этого зрелища. И вместе с тем — неописуемый восторг от мощи и красоты этих машин, который захлестывает тебя с каждым новым стартом.

Мои друзья — местные журналисты, которые и пригласили меня на автодром, в перерывах между стартами взахлеб рассказывают об особенностях этого вида спорта и классах машин, которые принимают участие в этих гонках.

Дрэг-рэйсинг пришел в Германию, как и в другие страны Европы, из США, где в 1948 году на специально построенном для дрэг-рейсинга треке в калифорнийском городе Голета состоялись первые официальные гонки дрэгстеров. Однако, неофициальная летопись этого вида авто- и мотоспорта ведется с середины 20-х годов, когда на гладком дне высохшего озера Мохаве, что в Калифорнии, были проведены первые гонки на дистанцию в одну четверть мили (402 метра). Ездить можно было на чем угодно: главное, чтобы средство передвижения имело мотор и колеса...

402 метра по прямой оказались оптимальной дистанцией для максимального ускорения, на которой ещё можно было наблюдать и старт, и финиш этих американских «бомб на колесах».


Пионером дрэг-рейсинга в Европе была Англия, но Вторая Мировая надолго остановила развитие дрэг-рейсинга в Европе. Европейские страны все силы вкладывали в военную промышленность, и им было не до развлечений. По-настоящему Европу захлестывает волна дрэг-рейсинга лишь в 60-х .

Вслед за рок-н-роллом с другой стороны океана приходит и дрэг-рейсинг, который постепенно превращается в очень престижный вид спорта.

«В этом году на четверти мили поиграть огромными PS-мускулами своих машин и байков в Хокенхайме собрались 220 пилотов!» — гордо сообщают мне мои немецкие коллеги. PS (Pferedestaеrke) — в переводе с немецкого «лошадиная сила», только куда там лошадке до зверя, у которого в груди стучит сердце 6000 лошадей, заправляется он нитрометанолом (фактически: жидкой взрывчаткой), а позади себя изрыгает пламя огня в метр высотой.


***

В королевском классе гонок Top Fuel (самый быстрый и самый мощный класс в дрэг-рейсинге) в списке пилотов такие звездные имена, как чемпион Европы Лекс Ён (Lex Joon) из Голландии и победитель прошлогодних гонок в Хокенхайме — Брэди Каливода (Brady Kalivoda) из США, в классе Pro modified (англ. — серийный переделанный ): Урс Эрбахер (Urs Erbacher) из Швейцарии, поставивший европейский рекорд скорости 517 км в час, а также новая Top Fuel — леди Сив Нистад ( Siw Nystad) из Норвегии и ее земляк Томас Натас (Thomas Nataas), занявший второе место на чемпионате FIA. В общем, пилоты такого уровня, для которых ускорение от 0 до 100 в менее, чем за 1 секунду было на отмерянных с немецкой точностью 402,33 метрах (четверть мили) Хокенхаймринга не такой уж редкостью. Возможно, непросвещенному читателю эти имена ни о чем не говорят, но, надеюсь, что титулы и результаты впечатляют.


Так что же это за зверь такой — дрэгстер ? С обычным автомобилем самых быстрых в мире машин — дрэгстеров класса Top Fuel роднит только наличие четырёх колёс. Длинное клиновидное шасси из хромомолибденовых труб, облицовка из карбона, два ведущих задних колеса дикого размера и два рулевых передних практически велосипедных габаритов — вот и вся его внешность. Когда я заглянула в кабину пилота, то была весьма разочарована, не обнаружив там современных наворотов бортовой электроники и комфортабельного салона.


Один из ключевых моментов в дрэгрейсинге — минимальный вес. Вынуть всё лишнее и уменьшить вес остального, чтобы поднять удельную мощность автомобиля на килограмм веса. Такой у неё кокпит. Кроме тахометра, термометров и манометров на панели ничего нет. Кресло водителя и вовсе напомнило мне романы столетней давности о полете на Луну или еще вернее: кресла украинских трамваев после того как «мастера — умелые руки» сняли с них обивку — такие они маленькие, жесткие и неудобные. Над головой — металлическая решетка, которая вряд ли защитит, если такой зверь загорится или взорвется.




Как я уже упоминала, топливом для дрэгстеров служит смесь нитрометана (около 90%) и метанола (около 10%), называемая нитрометанолом. Температура горения фронта составляет порядка 4000 градусов по Цельсию, что в полтора-два раза выше аналогичного показателя для бензо-воздушной смеси. В максимальном режиме двигатель потребляет 5,7 литра нитрометанола в секунду; загруженный Боинг 747 потребляет топливо в том же соотношении, но вырабатывает на 25% меньше энергии. Эти и другие данные по дрэгстерам Top Fuel и других классов можно легко найти в Интернете, как и тот факт, что дрэгстеры могут быть самой разнообразной формы: от «смешных машинок» — Funny Car (когда тело дрэгстера покрывают кузовом, стилизованным под серийную модель, чаще всего 50-60-х годов, раскрашенную в немыслимые цвета и тогда рождаются на свет гигантские лимузины, жуки и прочая экзотика) до обычных серийных автомобилей — Pro Stock/ Pro Mod, доведенными руками умельцев путем переделки начинки до горячего родстера.




***


***


Основа силовой установки таких монстров — 7-литровый V8, объём которого увеличивают до 8,2 литров. Максимальная мощность, развиваемая мотором класса Top Fuel превышает суммарную мощность 8-ми болидов Формулы-1 и составляет порядка 7000 л.с. На автодроме Хокенхаймринг соревновались дрэгстеры, максимальная мощность которых составляла 5500 л.с., но и этого хватило, чтобы убедить зрителей, что скорость 500 км в час этим монстрам давно уже по плечу.

Чтобы представить себе такую скорость, вообразите себе снаряд, выстреливающий пилота со старта с ускорением порядка 6 G, т.е в шесть раз превышающее ускорение свободного падения. И все это за каких-то 4,5 или 5 сек на дистанции всего в четверть мили! Напомню, что для старта американского корабля Apollo ракете было вполне достаточно развить ускорение в 4 G, чтобы отправиться на Луну.






А если добавить тот факт, что у этих титанов нет передних тормозов и основная тормозная система — два парашюта, расположенные в хвостовой части, то просто удивляешься, как эти монстры не умудряются взлететь: прижимная сила заднего колеса при максимальной скорости составляет порядка 3-х тонн, а переднего — 900 кг. Даже 9-секундные дрэгстеры обладают достаточной мощностью, чтобы опрокинуть себя на задний бампер (если сзади нет специальной страховочной тележки).


Перед заездом гонщики усиленно буксуют, чтобы разогреть колеса, испуская при этом густые клубы невероятно едкого дыма и издавая такой ужасный шум, так что без специальных наушников к стартующим машинам лучше не приближаться. Я также видела специалистов по обслуживанию техники, работаюших в противогазах.


Следует заметить, что в рамках 21-го чемпионата NitrolympX — 2006, на Хокенхаймринге проводились также и гонки мотоциклистов — чемпионат Европы среди дрэг-байков (UEM). Лучшие байкеры на стальных конях мощностью в почти 1000 лошадиных сил и лучшие мастера Европы в классе Super Street Bikes из семи стран сделали около 30 стартов, чем безумно порадовали публику, поскольку небо над Хокенхаймом в эти дни ужасно капризничало и периодически поливало автодром проливным дождем. Впервые в Хокенхайме стартовали и дрэг-байки Харли-Дэвидсон в рамках кубка «V-Rod Destroyer Cups».




Не остановил дождь и последних двух участников дрэг-райсинга — дрэгстеры с реактивными двигателями (Jet-dragster). Навигацию этих дрэгстеров ведет обслуживающий персонал в специальных противопожарных костюмах. Да и пилоты в кабинах сидят в спецодежде: + 60 градусов жары внутри при +18-ти за бортом!


Вобще-то, участие Jet-дрэгстеров в гонках носит чаще всего зрелищный характер, нежели состязательный из-за высокой опасности для водителя, т.к. турбина вмонтирована внутрь автомобиля непосредственно рядом с пилотом. Так было и в Хокенхайме: Jet-дрэгстеры выпустили под самый занавес — для участия в заключительном шоу. Когда их подтащили к стартовой площадке, меня понесло поближе к оградительной сетке, чтобы запечатлеть это чудо.Однако, когда парочка этих огнедышащих монстров, пожираюших 8 литров керосина в секунду и мощностью в 15 000 лошадок вырулила на площадку и начала разогревать свои колеса, выпустив при этом пятиметровый хвост огня и дыма, фотоаппарат чуть ли не выпал у меня из рук, и меня буквально как ветром снесло — метров на сорок вдоль линии прохода: то ли от страха, то ли от неожиданности, то ли от того, что я попала в воздушную волну. Состояние шока длилось минут тридцать, что вызвало бурный смех у немецких коллег, которые уже неоднократно посещали гонки дрэгстеров и были готовы к такого рода сюрпризам.


Следующей неожиданностью для меня было узнать то, что один из таких Jet-дрэгстеров водит молодая женщина-пилот из команды DHL-GHR, которая, к тому же, на этом чемпионате заняла первое место в гонках по классу: Super Comp.


***


Ее зовут Ульрике Гольде. Отыскать ее профайл на сайте Jet-пилотов оказалось делом несложным. Я отправила ей электронное письмо с поздравлениями и задала несколько технических вопросов о jet-дрэгстерах и ее карьере. Ответ Ульрике не заставил себя ждать: он пришел, когда я уже заканчивала эту статью. Ульрике передает привет всем поклонникам дрэг-рэйсинга, и сообщает, что она хотела бы побывать в России и на Украине , а ее команда DHL-GHR, которой на сегодняшний день принадлежит немецкий рекорд скорости на jet-дрэгстерах, хотела бы наладить контакты с организаторами гонок в этих странах для того, чтобы показать свое шоу.

Вот такая быстрая Jet-леди. Еще бы! Ее дрэгстер преодолевает барьер свыше 400 км/ч быстрее, чем вы прочтете эту строку.




автор: Галина Хекер-Петрова
источник: pro-tuning.ru

Все фото, за исключением помеченных тремя звездочками, выполнены автором.

http://pro-tuning.ru/article/167.html

Яндекс цитирования
© 2004-2005 pro-tuning.ru